Колизей в Риме

Автор: , 12 Янв 2013

Монарх европейских руин…

М.Твен

Давным-давно в I веке н.э. полубезумный римский император Нерон захотел, чтобы для него построили дворец. Он отдал приказ архитекторам Целеру и Северу. Дворец назвали «Золотой дом Нерона». Он был настолько большой, что люди говорили про него: «Римлянам остается только переселиться в соседний город Вейн». Прямо посреди садов дворца Нерон повелел разместить статую самого себя в позе Колосса Родосского. Этот бронзовый Нерон был высотой в 12-этажный дом. Около ног статуи император пожелал выкопать озеро и наполнить его водой, создав видимость моря. Дом был щедро отделан золотом и украшен драгоценными камнями, потолки обшиты материалом из слоновой кости.  После суицида Нерона (68 г.) император Веспасиан Флавий разрушил этот дворец. Статую он расплавил, а вместо искусственного моря был заложен фундамент гигантской эллиптической чаши, которая могла вместить в себя до 60 000 человек. Новый император хотел доказать этим Риму, что династия Флавиев намного больше прежней династии заботится о своих гражданах. Более того, Веспасиан, бывавший на Востоке и видевший своими глазами величие Египетских пирамид, решил возвести амфитеатр столь же величественный и грандиозный. Увидеть окончание строительства Веспасиан не успел. Открывал амфитеатр его сын Тит в 80-м году. Строение назвали «амфитеатр Флавиев», но римляне зовут его Колизей.

колизей рим, колизей в риме, римский колизей, колизей фотоИзвестное всем нам название Колизея происходит от латинского слова «colossus» – «великан». Примечательно то, что в Древнем Риме и до Колизея строились подобные амфитеатры. К концу II столетия в Римской империи можно было насчитать около 200 и более похожих строений, только они были меньшего размера, чем Колизей. Таким образом,  именно Колизей в Риме стал главным символом “вечного города”.

Колизей был самым большим амфитеатром в Римской империи. Многие элементы его дизайна были позаимствованы у греков, но в целом Колизей – это римское детище.

Изначально строение имело форму удлиненного круга и стояло на 80 арках, над которыми возвышались арки чуть поменьше. 240 огромных арок снаружи окружали колоссальный эллипс. За ним располагались сводчатые галереи – это были места отдыха зрителей и ведения торговли. Хотя арок достаточно много, все они кажутся не ординарными. Каждая арка располагалась так, что она оказывалась под другим углом и к солнцу, и к зрителю, и на каждую арку по разному падали тени. Внешняя часть Колизея была облицована мрамором и украшена статуями. Внутри по очереди поднимались 80 рядов зрительских мест(zireael777), 64 огромных входа пропускали в амфитеатр людей. Нижняя часть здания была предназначена для римских вельмож и собственно для трона императора. Хитроумная система канатов и блоков давала возможность натягивать на мачтах парусиновый тент, который защищал зрителей от дождя и жаркого солнца, ведь, как известно, строение не имело потолка. Первый ярус Колизей представлял собою дорические полуколонны, второй ярус – ионические, третий ярус – коринфские колонны с кудрявыми капителями.

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римВ проемах второго и третьего этажей поставили ряды статуй из белого мрамора. Считается, что, если в Парфеноне статуи несли человечеству послание о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляли силу, поставившую их точными рядами в одинаковых арочных проемах. На первом этаже было 4 круговых коридора. Они вели к лестницам, к комнатам отдыха, где находились фонтаны, к уборным.

В Колизее насчитывалось 80 входов. Площадь подземелий амфитеатра превышала площадь арены. Кроме того, по подземелью проходил коридор, ведущий к зданию Ludus Magnus, в котором находился тренировочный зал гладиаторов. В подземелье было великое множество коридоров. Во время представлений оно походило на людской муравейник: там находились рабочие, укротители животных, гладиаторы, преступники, а также слышалось злобное рычание животных. Душераздирающие звуки доносились и сверху, с арены, где гибли люди и звери. Подземные помещения Колизея поистине походили на ад. В наше время для посителей доступ в подземелье обычно закрыт, но, когда его открывают, спускаться в подземелье отваживаются немногие.

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римАрена Колизея была сделана из дерева. Ее пол, который мог подниматься и опускаться, обычно засыпали песком. Иногда арена заполнялась водой, что позволяло устраивать настоящие морские сражения с настоящими кораблями – навмахиями.

Немалые трудности приходилось преодолевать, когда дело касалось наполнения арены водой и отводом воды после того, как закончилось представление. Колизей являл собой так называемый резервуар, который мог затопляться во время сильных дождей. Для того, чтобы предотвратить затопление, строители Колизея установили такие сооружения, которые позволяли отводить воду из амфитеатра. Эта совокупность сооружений называется дренаж, что является одним из самых замечательных достижений при строительстве Колизея. При археологических раскопках была обнаружена целая система подводных водоотводов в амфитеатре. Дренажная канава была уложена на глубине 8 м. в виде кольца. Вода из нее отводились в реку Тибр.

Когда состоялось торжественное открытие Колизея (80 г.), в Риме праздновали 100 дней подряд. Гости съехались со всего света. Для публики были предложены различные угощения: печенье, орехи, финики, сливы. В толпу бросали так называемые тессеты, и те, кому посчастливилось поймать их, получали разные подарки.

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей рим

Кадр из фильма «Гладиатор», 2000 г.

В Колизее проводили и спортивные соревнования, но далеко не добрая слава амфитеатра прежде всего была связана с кровавыми гладиаторскими боями. В литературе XIX столетия Колизей постоянно рисовали символом смерти – смерти в прошлом и настоящем. Повествования о трагической смерти гладиаторов сопутствовали рассказы о сыром и холодном в ночное время воздухе Колизея, рассадника губительной малярии – «римской лихорадки».

Если сравнить Грецию и Рим, то в Греции театры обычно строили на природе, на склонах холма, и предназначались для постановки пьес. В Риме же театры отгораживали от города стенами. В них ставили в основном комедии, которые публика не могла досмотреть до конца. Комедиограф Теренций свидетельствовал, что когда ставили его пьесу «Свекровь», внезапно было сделано объявление о гладиаторских боях в Колизее. Зрители мгновенно бросались в амфитеатр, ведь все главные развлечения римлян – гладиаторские бои, охота, травля зверей – устраивались именно там. На арене Колизея разворачивалась подлинная битва жизни и смерти. В конце боя каждый победитель получал награду, а судьба побежденного была отдана на милость толпы, которая могла решать, добить ли несчастного или помиловать. Деревянный пол Колизея бессчетное количество раз был обагрен кровью людей под рев бесчеловечной толпы. Огромное количество диких зверей редчайшей породы было здесь убито. Здесь же отдавали первых христиан на растерзание голодным львам. Такая страшная участь христиан и сцены столкновения на арене человека со львом стала едва ли не кульминацией современных романов и фильмов, не говоря о серии «черных» шуток типа «львы-христиане 3:0». Нескончаемыми потоками лилась кровь в Колизее для утехи жестокой толпы язычников. Против таких игр выступали многие выдающиеся люди того времени, например, Сенека, но потребовалось долгих 200 лет, чтобы отучить народ от бесчеловечных развлечений, проводимых в Колизее. Известна легенда, о том, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и подвергся мучениям на площади им же самим построенного амфитеатра.

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римСледует сказать немного о проведении гладиаторских боев. Они начинались на арене после полудня. Перед началом гладиаторы приветствовали императора такими словами: «Идущие на смерть приветствуют тебя, Цезарь». Вооружение гладиаторов было различным. Ретиарии были вооружены трезубцем и сетью, фракийцы или самниты – мечом и щитом. Существовали еще так называемые мурмиллоны (рыбоголовые). Нередко перед боем гладиаторы ужинали прямо на арене перед публикой, чтобы показать, в какой они находятся форме. Обычно гладиаторы дрались один на один. Победитель нередко получал подарок от устроителя состязаний, а иногда и освобождение от обязанности выступать на арене. Жизнь побежденного зависела от милосердия толпы. Решение публики зависело и от того, на кого заключали пари. Завершение боя между двумя бойцами хорошо запечатлено на картине Жана-Леона Жерома «Pollice Verso» («Повернутые пальцы»). Здесь видно, что гладиатор одержал победу над ретиарием(zireael777). На нем надет шлем с изображением рыбы. Мурмиллон наполовину обнажен, чтобы казаться неуязвимым. Победивший гладиатор смотрит на императора и ожидает его решения: добить или пощадить побежденного. В первом ряду сидят несколько женщин, по-видимому, весталок, жриц римской богини Весты, ибо, только этим женщинам разрешалось сидеть в амфитеатре на престижных местах рядом с сенаторами. Воспроизведенные на картине часть зрительского зала амфитеатра и снаряжение гладиаторов послужили наглядным пособием мастерам искусств, обращавшимся в своем творчестве к истории Колизея и, в частности, Ридли Скотту, режиссеру фильма «Гладиатор».

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римКолизей в Риме предназначался не только для гладиаторских боев. Здесь император более всего ощущал свою власть над людьми, здесь велись разговоры на политические темы, здесь занимались протекцией и заключали выгодные браки. В Колизей приходили, как посмотреть на других, так и показать себя.

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем еще совершали свои церемонии христиане. Иногда он был использован как феодальный замок, а позже в нем расположили  мастерские для изготовления селитры. В конце XIII в. Колизей превратили в каменоломню. Из его материала были построены дома для 23 аристократических семей, в XIV – XV в.в. – 6 церквей, канцелярию для римского папы, в XVI в. – мосты. В 1704 г. материал Колизея был использован для строительства гавани.

Последние гладиаторские бои проводились в амфитеатре в середине тридцатых годов V века, а последняя травля зверей – в 526 году. Прекращение представлений зависело от ухудшения экономического положения в стране, что в свое время сказалось на финансах укротителей представлений. Они не смогли поддерживать в надлежащем состоянии сам амфитеатр, покупать зверей и ухаживать за ними. Кроме того, император Константин в 326 году перенес столицу Римской империи в Византию и переименовал город в Константинополь (Стамбул). В ходе этой акции Рим утратил свое культурное и политическое значение. Это в свою очередь также негативно сказалось на участи Колизея.

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римВ настоящее время нельзя посещать Колизей в ночное время. Даже туристы «при деньгах» не имеют возможности насладиться красотой древнего сооружения при лунном свете. Вместо лестницы, которая вела на самый верх Колизея, установили лифт. Он способен поднять туристов только до середины строения. Крест, который ранее стоял посередине арены, убрали, заменив его другим крестом, который поставили уже на краю арены. Теперь только в Страстную пятницу справляет богослужение сам папа в стенах Колизея. Это своего рода напоминание о том, что мучение христиан сделало амфитеатр точкой, в которой пересеклись современный и древний религиозные миры.

Сглаживание кровавой истории Колизея нашло отражение в туристической отрасли: туристам предлагают сфотографироваться в компании гладиаторов, переодетых молодых итальянцев. Также в стенах Колизея давали концерт Римская опера и Пол Маккартни.

Лучше всего начинать осматривать Колизей со второго яруса здания. Оттуда Вам представится красивый вид не только на арену амфитеатра, но и на близлежащие окрестности. Многие посетители предпочитают пользоваться лифтом. Со второго яруса можно увидеть подземелья Колизея, в которые закрыт доступ. Отсюда также видны несколько сидений для зрителей, которые помогают представить, как выглядел зрительный зал в далекие античные времена. Различные балясины лестниц, таблички с именами римских аристократов, фрагменты настенной живописи, интересные подъемные механизмы можно увидеть в восточной части арены. 

колизей в риме, римский колизей, колизей фото, колизей римПервый этаж Колизея частично закрыт для посетителей и от этого кажется менее интересным, но все же и здесь есть на что посмотреть. В северной части у края арены стоит крест, который был установлен еще во времена Муссолини; на первом этаже можно увидеть место, где выходил на поверхность «проход Коммода». Сама атмосфера древнего сооружения не оставит никого из посетителей равнодушным к истории Колизея, его трагедии, его величии.

До наших дней был сохранен всего лишь остов когда-то великого исполинского сооружения. За последние 2000 лет Колизей потерял две трети своей былой массы. Однако даже руины Колизея поражают воображение, и в их величественном молчании до нас доносятся отголоски тех страшных, исторических событий, которые словно предостерегают нынешнее поколение от совершенных в те далекие времена ошибок. Ведь любая жестокость, бесчеловечность, любое кровопролитие обречено, в конце концов, на уничтожение и превращение в руины.

Вам также будет очень интересно:

About the author

Комментарии

Ваш отзыв


?php the_time(