Дон Жуан: легенда и история

Автор: , 15 Янв 2013

дон жуан, дон жуан де марко, краткое содержание дон жуанЛегенда о Доне Жуане – это одна из самых известных и популярных легенд эпохи Средневековья. Дон Жуан – образ человека, который многие века волнует всевозможных писателей, художников, композиторов, философов.

Отношение к этому образу в разные времена было также различным. В народной легенде Дон Жуан являлся отрицательным персонажем. Обладание женщиной являлось целью его жизни, причем эта цель достигалась всевозможными способами, вплоть до полного пренебрежения всех человеческих и божественных законов. Особое наслаждение он испытывал, когда на пути к его цели стояли препятствия, которые он преодолевал и утверждал свое господство над объектом его опасной страсти. В глубоком Средневековье в народной поэзии появились рассказы о сластолюбивом рыцаре, который безнаказанно соблазнял жен и дочерей простых людей, не щадя их репутацию. В XIIв. ходили рассказы про распутника Обри Бургундца. Также был известен Роберт Дьявол – известный тип сластолюбца. За несколько веков до того, как образ Дон Жуана появился в европейской литературе, одна японская принцесса писала под псевдонимом Мурасаки Сикибу (Xв.). Она написала роман под названием «Гэндзи-моногатари» о сыне императора, смелом соблазнителе, искателе приключений. Он также был непостоянен в своих поисках, как и его испанский брат. Однако в отличие от европейской версии этой истории, Гэндзи не был погублен каменной статуей. Призраки, вызванные очередной покинутой им женщиной, увели его возлюбленную в царство теней. Гэндзи был потрясен потерей, проливая горькие слезы, но вдруг появилась прекрасная девушка, благодаря которой он забыл свою прежнюю зазнобу. И вот именно эта девушка, Фиалка, стала его женой.

В XVIIв. выходит в свет пьеса испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский распутник и каменный гость», сюжетом дл которой послужила подлинная история дона Жуана Тенорио. Доказательства существования этого человека находятся в хрониках города Севильи, в котором родился Дон Жуан. Легенда и исторические факты во многом совпадают, кроме таинственной гибели испанского аристократа. По легенде его жизнь оборвали мистические события, а в хрониках он погибает по очень даже реальным причинам. Итак, дон Жуан Тенорио жил в XIVвеке. Он родился в одной из самых знатных семей Севильи. Он был младшим сыном отважного адмирала Алонзо Тенорио, который воевал с маврами и принял свою смерть в морском сражении возле Трафальгара. Дон Жуан был сверстником и другом детства короля Альфонса XII, известного под прозвищем Педро Жестокий. Будучи под покровительством своего могущественного друга, дон Жуан затевал многочисленные дуэли, обольщал девиц и замужних дам, чем навлекал позор на них позор. Он презирал общепринятые правила морали, отличался дерзостью, бессердечием, сластолюбием. Он причинил немало горя многим достойным семьям, чем вызвал жалобы благородных севильских аристократов, но король Педро Жестокий не обращал на них внимания, т.к. сам принимал участие в бесчинствах дона Жуана. Однажды его внимание привлекла донна Анна – дочь командора Гонсалеса де Ульоа. Он решил похитить девушку, проникнув ночью в ее дом. Однако командор еще не спал. Он вступил в схватку с ночным гостем и был убит. Этот случай король не мог оставить безнаказанным, и он приказал дону Жуану покинуть Севилью. Самого командора похоронили в фамильном склепе в монастыре Святого Франциска, а над его могилой поставили каменную статую. Родственники погибшего командора поклялись отомстить убийце, т.к. справедливое наказание не последовало за убийством их родича. Они решили заманить дона Жуана обратно в город, послав ему любовное послание, в котором было приглашение на свидание в монастыре. Когда дон Жуан прибыл на псевдо-свидание, они его убили, а тело его тайно закопали. Опасаясь раскрытия тайны гибели испанца и гнева короля, родные убитого командора пустили слух о том, что дон Жуан проник ночью в склеп и оскорбил каменную статую командора. Статуя же вдруг ожила, схватила нечестивца в свои каменные объятия и низвергла его в ад.

дон жуан, дон жуан де марко, краткое содержание дон жуанВ то время такой слух казался вполне правдоподобным, и с тех пор история Дона Жуана стала легендой именно с таким «хэппи эндом». Склеп и статуя командора погибли во время пожара в середине XVIIIвека. С легендой о Доне Жуане связан обычай, который существовал в Севилье в XIXвеке. Свидетели этого обычая описывают его так: «Каждый год на Масленицу во вторник устраивается процессия, во время которой несут Дона Жуана, одетого во все белое, коленопреклоненного на подушке. По всей видимости, это должно означать, что знаменитый севильский грешник при жизни не успел покаяться в полной мере и теперь кается теперь при всем честном народе».

Существует еще несколько вариантов этой легенды, в которых главным героем был некий дон Хуан де Маранья, продавший душу дьяволу, затем раскаявшийся и ушедший в монастырь, а также некий Гомес Ариас. Эпоха рыцарства и народная поэзия Средневековья описывают много других лиц, которые руководствовались во всех своих действиях тягой к безнравственным, отважным, чувственным наслаждениям. По прошествии некоторого времени резкие непривлекательные черты характера, грубое поведение всех предшественников Дона Жуана сменились более привлекательными качествами, и герой всем известной легенды стал очень даже обаятельным и популярным персонажем. Вообщем, образ Дона Жуана постоянно менялся в зависимости от социальной эволюции классов. По этим метаморфозам можно проследить историю двух классов – дворянства и буржуазии. В пьесе де Молина Дон Жуан – хищный соблазнитель: «Всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть ее». Что ж, для этого испанец был наделен всеми достоинствами дворянина. Он был красив, смел, имел чувство чести, стремился к нелегким победам. Когда стало явным угасание дворянства, образ Дона Жуана также стал меняться. Его единственной целью становится наслаждение, вытеснив активное стремление к победе. Такого пассивного Дона Жуана описал в своей поэме Д.Г.Байрон. Здесь он уже стремится к более мирным приключениям, утратив свой хищный облик.

дон жуан, дон жуан де марко, краткое содержание дон жуанВ произведениях более позднего времени Дон Жуан превращается в трагического героя, который стремится к недостижимому идеалу.  В своей новелле Э.Т.А.Гофман пишет: «Дон Жуан – любимое детище природы, и она наделила его всем тем, что роднит человека с божественным начало. Однако за врагом человечества осталась власть подстерегать человека и расставлять ему коварные ловушки. Враг рода человечества внушил Дону Жуану лукавую мысль, что через любовь, через наслаждение женщиной уже здесь, на земле, может сбыться то, что живет в нашей душе как предвкушение неземного блаженства и порождает страстную тоску, связывающую нас с небесами. Без устали стремясь от прекрасной женщины к прекраснейшей, надеясь найти воплощение своего идеала, Дон Жуан дошел до того, что жизнь стала казаться ему тусклой и мелкой». Испытав горькое разочарование на этом пути, Дон Жуан начинает глумиться над любовью, соблазнять женщин и разрушать их счастье. Жажда недосягаемого идеала губит Дона Жуана, но для него остается единственная возможность на спасение – любовь к донне Анне. Этот оптимистический момент свойственен Гофману. Его фантастика является примером восходящего класса. Это уже писатель, рвущийся к более широким горизонтам, и он оправдывает Дона Жуана высшими мотивами гениальной личности, которой все позволено.

Дон Жуан у Граббе предается широкому разгулу. Безудержная чувственность «сверхчеловека» становится протестом против политического и религиозного гнета. И Дон Жуан демонически горд в своих пороках: «Я останусь тем, чем я был. Я – Дон Жуан, и если я сделаюсь чем другим, то буду ничем».

дон жуан, дон жуан де марко, краткое содержание дон жуан

И.Репин, «Дон Жуан и донна Анна»

Образ Дона Жуана в русской литературе разрабатывался дворянами. А.С.Пушкин в «Каменном госте» рисует довольно-таки противоречивый характер. Его Дон Гуан коварен и правдив, он все делает с холодным расчетом и в то же время он способен на глубокие, искренние чувства. Следующей дворянской разработкой образа является драматическая поэма А.Толстого «Дон Жуан» (1859 г.). Поэма заканчивается спасением Дона Жуана. Он восстает, бросая перчатку обществу, церкви, закону, самому богу. Однако Толстой заставляет своего героя раскаяться в своем максимализме, что дает ему надежду на спасение.

Не только поэты и писатели использовали образ знаменитого испанца в своих произведениях. Француз Ле Теллие в Париже в 1713 г. обработал сюжет легенды для оперы. На музыку Глюка был поставлен балет в Вене в 1761 г. Многие другие писали оперу на тему «Дон Жуан» (Ригини, Тритто, Альбертини и др.), но всех их затмил Моцарт своим бессмертным произведением.

Великий распутник, безбожник, мечтатель, человек-легенда, обреченный на вечные поиски идеала своей женщины. В отличие от Казановы, Дон Жуан оставлял после себя только чувство позора и ненависть. Тем не менее, этот образ один из самых знаменитых, привлекательных и обсуждаемых в мире. Мужчинам можно пожелать быть такими же храбрыми и активными, но все же не  акцентировать свое внимание на поисках идеала, т.к.это может привести к такому же печальному концу, как и Дона Жуана. Женщинам же можно пожелать… никогда не встречать на своем пути такого мужчину, как Дон Жуан.

дон жуан, дон жуан де марко, краткое содержание

 

Вам также будет очень интересно:

About the author

Комментарии

Ваш отзыв


?php the_time(